Стрела Времени

Жизнь, Вселенная, и всё такое. Здесь и сейчас

 

 

  • Состоялось: 21 марта 2009
  • Тема обсуждения: Н. А. Бердяев. Великий Инквизитор
  • Обсуждали: Нина, Женя, Илья
  • Вторая встреча несколько раз переносилась — и после долгих согласований удобного для всех времени, непосредственно перед встречей выяснилось, что прийти на неё смогут всего три человека. По этому поводу двум участникам выносится общественное порицание (пока без занесения в личное дело). Запись в этот раз не велась — возможно, именно поэтому в ходе обсуждения было сказано много интересного — постараюсь зафиксировать некоторые тезисы, которые смогу вспомнить “по горячим следам”, не претендуя на соответствие порядку дискуссии и не гарантируя корректности указания авторства реплик (дополняйте, исправляйте!).

    • Нина: Великий Инквизитор, как организующее начало, которое заботится о других людях, неизбежно тем самым угнетая их свободу, необходим: без него общество побигнет или будет функционировать неэффективно. (Пример: российское спелеологическое общество, которого не существует, потому что нет инициативных людей, готовых взять на себя ответственность за организацию.)
    • Великий Инквизитор в наше время считался бы хорошим психологом :)
    • Следует рассматривать не только веру человека в Бога, но и веру Бога в человека, свое Творение, и его свободу. По всей видимости, Писание допускает трактовку о том, что Христос верил в людей до момента распятия (в то, что люди примут его, а не отвергнут, до распятия и воскресения).
    • Женя цитировала книжку по педагогике (кто автор?), в которой сказано, что единственное, что по сути должны родители делать для своих детей — это верить в них. А всё остальное, в принципе, не так важно. То есть вера обладает творческой силой, дарованной нам от Бога.
    • Арбитражный комитет русской Википедии как и.о. Великого Инквизитора :)
    • Отсутствие “Великого Инквизитора” в лице сильной власти (государства) в сложные моменты времени чревато появлением гораздо более страшного “Великого Инквизитора” (народ не выдерживает “трех искушений”). Классический пример: слабая Веймарская республика и приход Гитлера к власти. (Искушение “хлебами” и “авторитетом” очевидно.)
    • Попытка Бердяева вывести “peлигиoзнyю филocoфию oбщecтвeннocти” натыкается на множество противоречий. По всей видимости, проблема состоит в том, у Достоевского (и уж тем более в Евангелие) Великий Икнвизитор является не столько объектом социального анализа и строительства, сколько символом, относящимся к внутреннему миру человеку. Возможно, что это вообще ключевой тезис христианства — разделение “социального устройства” (и “социальной свободы”) и “внутренней свободы”, с декларацией приоритета второй над первой. (”Богу Богово, а кесарю кесарево”). В этом смысле, попытка назад редуцировать вопрос о свободе к вопросу о “справедливом общественном устройстве”, обречена на провал.
    • Тезис о Боге, которому дорога свободная любовь человека, упирается в неразрешимую в рамках наших представлений о реальности дилемму. Либо мы вынуждены исходить из традиционной концепции “ад/рай” — и смириться с тем, что часть из нас будет “жить в раю”, зная при этом, что другая часть “жарится на сковородке в аду” — что кажется совершенно противоестественным. Либо мы вынуждены признать, что каждый из нас будет жить на Земле (или не на Земле, а, скажем, в каком-то Чистилище) до тех пор, пока все-таки не будем готовы к соединению с Богом — но этот подход по сути отрицает наличие свободной воли у человека. По всей видимости, данный парадокс неразрешим в рамках наших представлений о Реальности, Времени, etc. (Интересно было бы поговорить на эту тему, например, с Пашей.)
    • Вспоминали: колонку Дм. Шабанова про кризис, Вавилон-5 (противостояние Ворлонцев и Теней), обширную литературу по поводу проблемы “вмешательства/невмешательства” (от Ефремова до Стругацких).
    • Дополняйте!

На сообщение Заседание второе. Великий Инквизитор 1 комментарий

  1. Автор книги “Педагогика для всех” - Симон Львович Соловейчик — российский публицист, педагог и философ.
    Кстати, я нашла его “Манифест Свободного человека” имеющий самое непосредственное отношение к теме нашей встречи:
    http://www.studyss.freenet.kz/articles/freeman_r.htm
    Вот эта цитата, например, чистый Достоевский)) :
    “Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, - любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.

    Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей”.

    // а здесь можно прочитать эл. версию “Педагогики”:
    http://1001.vdv.ru/books/pdv/

    JS

Оставить сообщение

Вам надо войти, чтобы оставлять комментарии.